Европейская неделя мобильности проходит ежегодно 16–22 сентября. Задача акции — обратить внимание людей на проблемы передвижения в городе. При проектировании городов никто не ожидал, как вырастет население, и каких масштабов достигнет автомобилизация. Планировка улиц и кварталов, особенно в центре города, просто не рассчитана на то количество людей и транспорта, которые сейчас там каждый день находятся. Недостаточно развитая или неудачно организованная система общественного транспорта только усугубляет эту проблему. Свой негативный вклад вносят и сами жители: далеко не всегда использование личного авто — насущная необходимость. Избыточное количество машин не просто вредит окружающей среде, на дорогах образуются пробки, и часто воспользоваться общественным транспортом, а то и вовсе дойти до своей цели пешком или доехать на велосипеде становится не только здоровее и экологичнее, но и быстрее и удобнее.
Все участники недели мобильности, будь это городская администрация, общественные организации или просто неравнодушные граждане, вольны сами решать, как именно обратить внимание окружающих на проблемы своего города. Но кульминация акции 22 сентября — День без автомобиля, который и завершает неделю.
Тема 22 сентября 2023 года — «Берегите энергию». Этот девиз обращает наше внимание на то, сколько ресурсов можно сэкономить с помощью устойчивой городской мобильности.
С ростом городов и развитием инфраструктуры растет спрос на энергию во всех ее формах. Стоимость энергоносителей, особенно ископаемого топлива, также постоянно увеличивается. В результате растет общая стоимость жизни. Увеличиваются цены на аренду и обслуживание инфраструктуры, растет стоимость товаров и услуг. Компании и предприятия терпят издержки и компенсируют их из тех средств, которые могли бы пойти на оплату труда или инвестиции.
Значительная часть расходов в городах приходится на логистику. Людям нужно добираться до мест работы или отдыха, компаниям — доставлять товары на склады и в магазины, производственным предприятиям требуется перевозить сырье и продукцию. Несмотря на то, что общественный транспорт более эффективен, чем личные авто, обеспечение его работы занимает весомую долю городского бюджета. Оптимизация городской мобильности может не только снизить нагрузку на окружающую среду, но и помочь сэкономить существенные средства.
Сберечь энергию можно различными путями:
Общественный транспорт. Автобусы, троллейбусы, метро, трамваи — любой общественный транспорт более эффективен, чем легковое авто. Энергоэффективность можно подсчитать как количество энергии или топлива, которое тратится на перемещение одного человека на один километр. Естественно, у общественного транспорта этот показатель заведомо лучше. Кроме того, здесь намного проще внедрять экономичные и экологичные решения. Не каждый человек может позволить себе новейший электромобиль, но городские власти способны централизованно обновлять свой автопарк электробусами.
Активная мобильность. Пешая прогулка или поездка на велосипеде не требуют никакого топлива, кроме сытного обеда. Без сомнения, это самый экономичный способ передвижения. Даже электросамокат требует энергии для зарядки батареи, пусть и значительно меньше, чем электромобиль. Кроме того, физическая активность позволит оставаться здоровее и сэкономить еще больше.
Снижение автозависимости. Городская среда спроектирована для автомобилей. Здания строятся вдоль автодорог, автомобильные парковки занимают то место, где можно было бы разбить парк. Для уменьшения нашей автозависимости нужно менять наше мышление, делать более престижными альтернативные средства передвижения. Необходимы и организационные меры. К примеру, в Париже действует инициатива «Париж дышит», некоторые районы города закрыты для автотранспорта по выходным и праздникам. Кроме того, около 100 улиц навсегда объявлены пешеходными.
Управление мобильностью. Под этим термином понимают комплексный подход к развитию транспортной сети, в первую очередь ориентированный на нужды пассажиров. Он опирается на информацию о реальных транспортных потоках, результаты опросов и схемы обратной связи. Это позволяет развивать соответствующую инфраструктуру (например, велодорожки) там, где это будет востребовано, оптимизировать маршруты транспорта, чтобы не допускать их перегрузки в часы пик и так далее.
Развитие инфраструктуры. Развитие и создание инфраструктуры не должно опираться на автодороги. Создание среды, поощряющей использование альтернативных видов транспорта, это самый эффективный способ снизить число автомобилей на улицах. Планирование развитой сети пешеходных и велосипедных дорожек, серьезные ограничения скорости для автомобилей и создание зон, полностью закрытых для автотранспорта — одни из таких мер.
Устойчивая мобильность — неотъемлемая часть города будущего. Обеспечить ее можно, объединив усилия на всех уровнях. Поддержка государства, инициативы местных властей, сотрудничество с бизнесом и общественными организациями. И, конечно же, усилия самих горожан, заинтересованных в чистой и комфортной среде. Такая среда будет еще и оптимальной, что позволит всем нам сэкономить деньги, ресурсы и время. Она позволит нам сберечь энергию.
Беларусь впервые приняла участие в акции в 2008 году, и уже 84 города страны участвуют в ежегодной инициативе. День без автомобиля ежегодно проводится в республике под лозунгом «Беларусь за чистый воздух». Традиционный элемент 22 сентября — городские велопробеги, в Минске и ряде других городов водителям в этом день предлагают бесплатный проезд в общественном транспорте. По данным Минприроды, всего один такой день позволяет сэкономить 100–200 тонн углеродных выбросов в год.
День без автомобиля нужен не только для того, чтобы выразить свою озабоченность экологией городов или же проблемами городской инфраструктуры. Этот день дает нам возможность по-другому посмотреть на свой ежедневный распорядок. Автомобиль, незаменимый в дальних поездках, может оказаться не так уж и нужен для простого похода в магазин, или, чтобы добраться до работы.
Каков же вклад транспортных средства в загрязнение воздуха?
В Беларуси более 3 миллионов личных легковых автомобилей. В среднем на 1 тысячу человек приходится 320 машин. По насыщенности легковыми авто лидируют Гродненская и Минская области — 363 и 342 машины на тысячу жителей соответственно.
Именно автотранспорт — один из основных источников загрязнения городского воздуха. До 99 процентов всех аэрозолей или вредных газов в воздухе — продукты работы двигателей внутреннего сгорания. И это не просто теоретические расчеты. Во время религиозного праздника Йом-кипур в Израиле улицы в прямом смысле пустеют — работают только скорые помощи и аварийные службы. Пробы воздуха в Тель-Авиве в этот день показали снижение загрязнения воздуха (особенно оксидами азота) на 99%.
Вредные выбросы принято делить на первичные и вторичные. Первичные образуются непосредственно в процессе сжигания топлива. Наибольшую опасность представляют угарный газ, оксиды азота и различные углеводороды — этан, метан, этилен, бензол и др. Эти соединения реагируют друг с другом и атмосферным воздухом, в результате чего образуются новые, зачастую токсичные вторичные загрязнители. Именно они составляют большую часть вредных примесей в воздухе. Кроме непосредственной опасности, эти посторонние примеси помогают удерживать в нижних слоях атмосферы твердые частицы пыли и сажи.
Мониторинг качества атмосферного воздуха в Беларуси проводит Белгидромет. Пункты наблюдения расположены в 19 промышленных городах страны, и определяют концентрацию основных загрязняющих веществ (твердые частицы, диоксид серы, оксид углерода, диоксид азота и др.). Концентрацию загрязняющих веществ в воздухе городов можно посмотреть онлайн.
Очевидно, что ухудшение экологической обстановки угрожает здоровью населения. Совершенствование топливных систем, внедрение транспорта, использующего более экологичное топливо — первые шаги к улучшению ситуации. Однако даже электромобили в современном мире не могут серьезно повлиять на выбросы углекислого газа.
Согласно данным, приведенным инжиниринговой компанией Ricardo, занимающейся исследованиями и разработками в автомобильной промышленности, при производстве одного электромобиля выброс эквивалента СО2 в атмосферу даже выше, чем при производстве традиционного автотранспорта — 8,8 тонны против 5,6 соответственно. Почти половина вреда экологии приходится на производство батарей.
Кроме того, в большинстве стран Европы значительная доля электроэнергии вырабатывается за счет ископаемого топлива. Таким образом, даже после полного перехода на электротранспорт реального улучшения ситуации не достичь без использования «зеленых» источников энергии.
По этим причинам в день без автомобиля можно задуматься о популяризации других видов транспорта, таких, например, как велосипед.
Велосипеды предоставляют целый ряд преимуществ, о которых многие даже не задумываются. Прежде всего, это отличный способ сохранить здоровье и заняться спортом. Сменив машину на велосипед, например, по дороге на работу, вы сможете добавить в свой распорядок дня немного упражнений и подышать свежим воздухом.
Лучший способ отметить Всемирный день без автомобиля — просто не пользоваться своим автотранспортом. Если вам нужно куда-то пойти, прогуляйтесь или прокатитесь на велосипеде. Если у вас есть скейтборд или электросамокат, используйте его. Или же просто воспользуйтесь общественным транспортом.
Источник: БЕЛГИДРОМЕТ