Андрей Худык: «Климат стал глобальной проблемой безопасности». Что Беларусь ждет от климатического саммита в ОАЭ

В начале декабря в Объединенных Арабских Эмиратах пройдет Всемирный саммит по борьбе с изменением климата. Делегацию нашей страны на нем возглавит Президент Беларуси Александр Лукашенко. Мероприятие состоится на полях 28-й Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (COP-28). Для Беларуси как одной из участниц конвенции эти вопросы тоже весьма важны. Республика в числе первых в европейском регионе ратифицировала Парижское соглашение и приступила к его реализации. Какие результаты уже достигнуты Беларусью, что ограничивает мировой прогресс в борьбе с климатическими изменениями и почему экология становится глобальной проблемой международной безопасности, в интервью БЕЛТА рассказал Министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Андрей Худык.

- В 2015 году около 200 стран приняли Парижское соглашение, призывающее весь мир участвовать в борьбе с климатическими изменениями. Серьезные обязательства взяла на себя и Беларусь. Удается ли нашей стране выполнять их в полной мере?

- Цель Парижского соглашения - удержать рост глобальной средней температуры ниже 2 градусов и приложить усилия для ограничения роста температуры до 1,5 градуса. В сентябре 2016 года Президент Беларуси подписал указ «О принятии международного договора», и наша страна стала 30-й стороной Парижского соглашения. Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды определено органом, ответственным за выполнение обязательств, принятых Беларусью по Парижскому соглашению. Присоединившись к нему, Беларусь обязалась сократить до 2030 года выбросы парниковых газов не менее чем на 28% от уровня выбросов 1990 года.

Каждые пять лет Беларусь должна представлять более амбициозный, определяемый на национальном уровне вклад в сокращение выбросов парниковых газов. Поэтому в 2021 году правительство утвердило новые планы: к 2030 году мы намерены сократить выбросы парниковых газов на 35% от уровня 1990 года при прогнозируемом экономическом росте с учетом сектора «Землепользование, изменение землепользования и лесное хозяйство» и без привлечения дополнительного финансирования.

 

Беларусь в полной мере выполняет взятые на себя обязательства по Парижскому соглашению и даже перевыполняет их. По данным государственного кадастра выбросов и поглощения парниковых газов, в 2021 году Беларусь сократила выбросы на 36,7%, а с учетом сектора «Землепользование, изменение землепользования и лесное хозяйство», то есть с учетом поглощения парниковых газов, - на 57,8%. Данный прогресс позволяет работать над достижением более амбициозных целей.

- Какие задачи ставит перед собой COP-28 и какие вопросы из вынесенных на обсуждение наиболее актуальны для Беларуси?

- Основным вопросом конференции будет оценка прогресса достижения Глобальной цели по сокращению выбросов парниковых газов. В этом контексте продвигается идея повышения амбициозности и более частого представления национальных вкладов в сокращение выбросов парниковых газов. Но надо понимать, что эта работа требует больших финансовых вкладов и технологических ресурсов. А ресурсы у стран не безграничны. Поэтому мы не совсем согласны с предлагаемым подходом.

Беларусь выступит с заявлением о выполнении своего вклада в сокращение выбросов парниковых газов, о санкционном давлении, которое существенно ограничивает ресурсы страны для повышения амбициозности цели сокращения парниковых газов в сложившейся ситуации, о вкладе атомной энергии в смягчение последствий изменения климата. По оценке экспертов, использование атомной энергии позволит Беларуси сокращать выбросы диоксида углерода примерно на 7 млн т в год.

Наша республика как страна с переходной экономикой имеет право получать финансирование для укрепления своего потенциала в соответствии с решениями Конференции сторон, но фактически эти ресурсы не поступают в страну. Мы озабочены сложившейся ситуацией с финансированием проектной деятельности Глобальным экологическим фондом. В последнее время ГЭФ отклоняет финансирование проектов международной технической помощи для Беларуси без какого-либо обоснования таких действий.

 

- А какие предложения есть у Беларуси для международного сообщества в области борьбы с последствиями изменения климата?

- Мы хотим обратить внимание мирового сообщества на тот факт, что продовольственная безопасность и устойчивость сельского хозяйства не может достигаться при использовании торговых барьеров в отношении поставок удобрений из Беларуси.

Беларусь присоединилась к Декларации ОАЭ о стойких продовольственных системах, устойчивом сельском хозяйстве и мерах по борьбе с изменением климата. Этот документ соответствует национальным приоритетам в сфере продовольственной безопасности и обеспечения устойчивости сельского хозяйства.

- Есть ли сегодня смысл в зеленой повестке, когда мир сотрясают противоречия, повышается не только климатический, но и конфронтационный градус? Ведь вместо того, чтобы объединять усилия и направлять ресурсы на защиту окружающей среды (то же сокращение выбросов парниковых газов), страны отдают предпочтение совсем другим целям - глобальному противостоянию, гонке вооружений.

- Климат, экология уже стали объективным двигателем мирового развития и при этом глобальной проблемой международной безопасности, отсутствие решения которой чревато масштабными потрясениями, такими как новый неуправляемый всплеск миграции, рост нестабильности и подрыв безопасности в ключевых регионах планеты.

Всемирная метеорологическая организация прогнозирует в ближайшие пять лет рост глобальных температур до рекордных уровней. Эти процессы связаны с возрастающим негативным воздействием на окружающую среду товарно-сбытовых цепочек, изменением характера землепользования, уменьшением площади лесов, уничтожением биоразнообразия на нашей планете, разжиганием войн. Проблемы накапливаются и множатся все последние десятилетия.

 

Растущий ущерб от опасных природных явлений сказывается на экономическом развитии государств мира и затрагивает, а в дальнейшем затронет в еще большей мере все климатозависимые отрасли экономики: энергетику, сельское хозяйство, строительство и другие. К сожалению, при таком сценарии развития все возрастающая часть мирового и национального доходов будет направляться не на улучшение качества жизни населения, а на преодоление последствий бедствий и катастроф. В этой связи переход к зеленой экономике, низкоуглеродному развитию, сокращение выбросов парниковых газов, адаптация экономики к изменению климата и снижению негативного воздействия на окружающую среду являются более чем актуальными.

Вместе с тем заданные шаблоны, так называемая зеленая сделка, по сути, используются странами Запада в целях удержания своего экономического лидерства. Попытки монополизировать климатическую повестку, ограничить доступ к ресурсам, финансированию приводят к совершенно новому уровню глобального неравенства как между странами и регионами, так и внутри них. А это, как мы видим, и есть главный катализатор нестабильности.

Климатическая повестка должна объединять страны и людей, а не разобщать их. Для этого нужны справедливые принципы взаимодействия в использовании колоссального научно-технологического потенциала всех стран-участниц, создании системы сбалансированных финансовых инструментов. При этом должно быть обеспечено право каждой страны на свой собственный путь развития.

Материал БЕЛТА