Система охраны окружающей среды функционирует в республике с 1960 года, с момента образования Государственного комитета Совета Министров БССР по охране природы (постановление Совета Министров БССР от 29 августа 1960 г. № 480)
На Госкомохраныприроды были возложены обязанности по сохранению, восстановлению и обогащению природных ресурсов, контролю за их рациональным использованием, охране и контролю за рациональным использованием водных ресурсов республики и переданы следующие государственные структуры:
- Государственная инспекция по охране рыбных запасов и регулированию рыболовства при Совете народного хозяйства БССР;
- Управление охотничьего хозяйства и заповедников Главного управления лесного хозяйства при Совете Министров БССР;
- Березинский государственный заповедник, а также Волмянский, Ленинский, Козянский, Налибокский, Чериковский и Чечерский охотничьи заказники.
В 1990 г. Законом Белорусской ССР от 16 июля 1990 г. «О внесении изменений в Закон Белорусской ССР «О Совете Министров Белорусской ССР» Государственный комитет БССР по охране природы был переименован в Государственный комитет Республики Беларусь по экологии, а в 1994 г. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 марта 1994 г. № 145 «О совершенствовании структуры органов государственного управления Республики Беларусь и сокращении расходов на их содержание» Государственный комитет Республики Беларусь по экологии преобразован в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.
В настоящее время главными задачами Минприроды являются:
- проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, использования и охраны недр, а также гидрометеорологической деятельности в соответствии с законодательством;
- осуществление государственного управления в области изучения, охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов, в том числе недр, вод, животного и растительного мира, охраны окружающей среды, а также государственного регулирования в области гидрометеорологии, экологической сертификации;
- координация деятельности других республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, организаций в области обеспечения экологической безопасности, охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, в том числе недр, гидрометеорологической деятельности, охраны атмосферного воздуха, озонового слоя, рационального использования и охраны водных ресурсов, смягчения последствий изменения климата и адаптации к изменениям климата;
- осуществление государственного регулирования деятельности по геологическому изучению недр и гидрометеорологической деятельности, а также создание условий для развития организаций всех форм собственности, осуществляющих данные виды экономической деятельности;
- взаимодействие в пределах своей компетенции с местными исполнительными и распорядительными органами при решении природоохранных вопросов;
- контроль в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
- обеспечение сохранения и устойчивого использования биологического разнообразия, участие в разработке и осуществлении мероприятий по воспроизводству объектов животного и растительного мира;
- обеспечение республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, граждан экологической и гидрометеорологической информацией, организация пропаганды экологических знаний, участие в создании системы просвещения, образования и воспитания в области охраны окружающей среды;
- осуществление международного сотрудничества, изучение, обобщение и распространение международного опыта в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, гидрометеорологической деятельности, а также охраны атмосферного воздуха, озонового слоя, рационального использования и охраны водных ресурсов, смягчения последствий изменения климата и адаптации к изменениям климата, экологической сертификации.